Домашняя
Учительская
Методическая копилка
Профсоюзный комитет
О школе
Музей истории школы
Наши достижения
БРСМ и БРПО

Воспитательная работа

Шестой день школьной недели
Родителям
Ученикам
Социально-педагогогическая и психологическая служба
Сайты школ города
Библиотека
Контакты
Электронная приемная
Одно окно

Яндекс.Погода

 

Воспоминания

Очарованный небом

Центральное место в экспозиции Музея истории ГУО «СШ №2 г.Осиповичи» занимает раздел, посвященный Валентину Ивановичу Даниловичу. Хочется познакомить вас с человеком, именем которого сочла бы за честь гордиться любая держава мира. Представитель опаснейшей и редчайшей профессии (испытателей катапульт во всем мире всего несколько десятков), умевший то, на что решаются самые отчаянные из избранных – выстрелить собой в неизведанное, выстрелить ради жизни других… Умевший, поскольку прожив всего 34 года, 20 мая 1970 года, на завершающем этапе испытаний катапультного кресла К-36Д, В.И.Данилович погиб. Сегодня кресло К-36 установлено на всех боевых самолетах ВВС стран СНГ.

    Родился В.И. Данилович в 1936 году в посёлке Колодищи, что под Минском, в семье офицера-артиллериста Ивана Иосифовича и домохозяйки Марии Даниловны. Во время службы отца в г. Осиповичи, Валентин учился в железнодорожной школе №11 (сейчас ГУО «СШ №2 г.Осиповичи»), проявляя удивительные способности к точным наукам, особенно к математике. Увлекался авиацией, строил модели, запускал планеры. 

    После школы долгих раздумий о будущем не было – в 1954 году поступил в Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе.  Обучаясь в институте, начал заниматься парашютным спортом. Первые успехи пришли очень быстро. Уже 11 июля 1956 года он установил первый в своей жизни мировой рекорд в прыжках с парашютом на точность приземления. А Приказом Председателя ЦК ДОСААФ СССР № 57 от 11 февраля 1957 года Валентину Даниловичу присваивается звание « Мастер парашютного спорта СССР».

    В это же время проявляется и ещё одна грань таланта этого одарённого человека. Валентин начинает заниматься фотографией и за короткое время становится известным фотохудожником и пионером воздушной съёмки: с закрепленным  на защитном шлеме-каске фотоаппаратом прыгает в бездну и делает потрясающие для того времени  фотоснимки. В июне 1960 года оператор Валерий Гинзбург приглашает студента МАИ для участия в съёмках фильма о воинах-десантниках «Прыжок на заре»: кроме Даниловича, выполнить воздушные съёмки было некому.

    После окончания в феврале 1961 года МАИ по специальности  «специальные электромеханические установки» В. Данилович работает в конструкторско-испытательном отделе НИИ парашютостроения.  Однако испытательные прыжки только как спортсмена, это совсем не то, к чему он стремился. Поэтому в августе 1963 года Данилович переходит на работу в Лётно-испытательный институт им. М.Громова на должность старшего инженера парашютиста-испытателя.

    Но главное испытание, которое тревожило и не давало покоя, было ещё впереди: реальное катапультирование. 1 октября 1963 года факт рождения испытателя катапультных кресел Даниловича был зафиксирован официально подписанием соответствующего акта и выдачей свидетельства «экспериментатора».

    Профессия испытателя катапульт требовала самопожертвования, и Валентин это прекрасно понимал. Манекеном человека здесь не заменишь. Всё надо было испытать на себе. Когда немецкий исследователь доктор Рашер в годы войны работал над первым в мире катапультным креслом, то для испытаний использовал узников концлагерей. Ни один немецкий летчик прыгать на экспериментальном кресле не согласился…

            Начало шестидесятых. Занималась космическая эра. Космос – особая строка в биографии Валентина Даниловича. 12 июня 1964 года старший инженер  парашютист – испытатель ЛИИ им. М.Громова Валентин Данилович пишет заявление командующему ВВС  главному маршалу авиации К. Вершинину: «Прошу включить меня в группу кандидатов в космонавты для полёта в космос в качестве инженера и фотокинооператора». К тому времени дружеские отношения связывали его с космонавтом  Владимиром Комаровым, от которого Валентин Иванович и узнал, что к полёту готовится экипаж, в состав которого впервые войдут гражданские специалисты: инженер К.Феоктистов и врач Б.Егоров. Значит, в будущем есть шанс и у него, Валентина!

       12 октября 1964 года стартовал «Восход» с Комаровым, Феоктистовым и Егоровым на борту. Началась и первая работа Валентина, связанная с космосом. На самом «верху» в середине 1964 года было принято решение, соответствующее духу того времени: во что бы то ни стало опередить американцев и обеспечить первый выход советского космонавта  в открытый космос. Любой ценой! Невероятно, но факт – сложнейшую задачу решили всего за 9 месяцев, для чего были сконструированы специальный скафандр и шлюзовая камера. А вот испытывать и отрабатывать систему шлюзования и выхода в космос довелось В.Даниловичу.

        Попытка попасть в лунную группу (занималась подготовкой полёта человека на Луну) приводит Валентина Ивановича в Государственный Краснознамённый научно – исследовательский институт ВВС им. В.Чкалова. Однако в 1969 году лунный отряд был расформирован и В. Данилович начинает испытывать новое опытное кресло К-36, которое стало роковым для испытателя.

P. S. 29 мая 1970 года, девятый день со дня гибелиНа Введенское кладбище в Москве приехал со съёмочной группой режиссёр А.Смирнов, работавший над фильмом «Белорусский вокзал». По сценариюпохороны офицера-десантника. А здесь могила и столько офицеров в голубых фуражках с посеревшими от горя лицами. Потрясённые рассказом о Валентине и его трагической гибели, артисты Леонов и Папанов не смогли сдержать слёз. Решение приходит мгновенно. Главного героя в память о Даниловиче  переименовывают в Валентина и снимают эпизод похорон здесь, у могилы испытателя. На тех кинокадрах мама и папа Валентина, его сослуживцы.

 

Члены кружка «Музейное дело»,

Наталья Щербаченя,

руководитель Музея истории ГУО «СШ №2    г.Осиповичи».