Домашняя
Учительская
Методическая копилка
Профсоюзный комитет
О школе
Музей истории школы
Наши достижения
БРСМ и БРПО

Воспитательная работа

Шестой день школьной недели
Родителям
Ученикам
Социально-педагогогическая и психологическая служба
Сайты школ города
Библиотека
Контакты
Электронная приемная
Одно окно

Яндекс.Погода

 

Инновационный проект

"Внедрение модели углубленной дифференциации обучения учащихся на II и III ступенях общего среднего образования"
Сроки реализации: 2012 -2015 гг.
Консультанты проекта: Н.И.Запрудский,кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики и философии образования государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»;
А.И. Добриневская, методист высшей категории Центра профессионального развития и инновационного образования государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»
 
Проект разработали:Е.Н. Свиркова,заместитель директора государственного учреждения образования «Средняя школа № 2 г. Осиповичи»;
Н.Н. Сасова, учитель физики государственного учреждения образования «Средняя школа № 2г. Осиповичи»
ул. Коммунистическая, 11
213760, г. Осиповичи,
Могилёвская область
телефон: (802235) 2-44-23
e-mail: sch2osip@rambler.ru
Актуальность и обоснование темы проекта
Перед современной школой государством поставлена задача подготовки молодого поколения к полноценной жизни в обществе, к продолжению образования и активной трудовой деятельности.
В условиях классно-урочной системы процесс обучения организуется для всех одинаково, хотя учащиеся существенно различаются уровнями мотивации, обученности, интересов, способностей и профессиональных намерений. Внутриклассную дифференциацию, как показывает практика, осуществить сложно и она недостаточно эффективна. В Едином типовом учебном плане предусмотрена внешняя дифференциация обучения за счёт факультативных, поддерживающих и стимулирующих занятий. Однако и эти занятия не в полной мере удовлетворяют разнообразные образовательные запросы учащихся.
В педагогической и психологической литературе изложены управленческие и дидактические основы дифференциации обучения. Положительный опыт дифференцированного обучения имеется в отдельных учреждениях образования, как в нашей стране, так и за рубежом. В Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь на 2011 – 2015 годы и в соответствии со статьёй 18 Кодекса Республики Беларусь об образовании целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося [2, 1]. Именно творческая личность будет соответствовать требованиям глобального информационного общества, сможет успешно адаптироваться в условиях инновационной экономики и рыночных отношений.

Однако в массовой школе обнаруживается ряд противоречий между:
• теоретической проработанностью проблемы дифференциации обучения и практикой, в которой ограничены возможности для углубленной дифференциации;
• потребностями учащихся в максимальном удовлетворении их образовательных запросов и ограниченностью применяемых в учреждении образования моделей дифференциации обучения;
• желанием учащихся изучать некоторые предметы на повышенном уровне и традиционной практикой ориентации многих учителей в условиях классно-урочной системы на среднего ученика класса;
• актуальностью решения задачи образовательного и профессионального самоопределения учащихся и неготовностью многих из них к выбору направления дальнейшего образования и профессии.
• Многие обучаемые демонстрируют весьма низкие и посредственные знания и умения, одной из причин чего является недостаточно успешно реализуемый дифференцированный подход к содержанию и технологиям обучения. Профориентационная работа с учащимися не всегда целенаправленна и не всегда эффективна. В профориентационной работе в большинстве случаев используются традиционные формы и методы работы, не учитываются индивидуальные особенности учащихся и потребности рынка труда. А именно, при наиболее интенсивном развитии промышленного комплекса в г. Осиповичи, возникает потребность в квалифицированных инженерных и рабочих кадрах.
Осознание указанных противоречий и необходимость адаптации системы образования к новой ситуации на рынке труда требует введения в учреждении общего среднего образования более эффективной модели дифференциации. Такой моделью является модель углубленной дифференциации обучения, которая ориентирована на интересы и реальные возможности учащихся, их индивидуальные особенности и те образовательные и жизненно-профессиональные цели, которые они перед собой ставят, на организацию и осуществление профориентационной работы на новом качественном уровне, на удовлетворение потребностей рынка труда.
Согласно исследованиям ученых проблема повышения качества образования учащихся и их жизненного и профессионального самоопределения успешно решается на основе интеграции внутренней и внешней дифференциации обучения (учащиеся объединяются в гомогенные группы по изучению отдельных предметов на повышенном уровне соответственно их индивидуальным образовательным запросам и способностям), которая предоставляет учащимся возможности выбора и личностной самореализации в познавательной, а в последующем и в профессиональной деятельности. Такая организация образовательного процесса важна как в социальном, так и в психологическом плане, поскольку строится на иной мотивационной основе, предоставляет учащимся возможности уделить большее внимание тем областям знаний, которые для них наиболее интересны и перспективны для успешной самореализации в школе, в обществе, в профессии.
Показано, что благодаря углубленной дифференциации обучения возрастают уровни обученности учащихся, появляются новые возможности их личностного развития, формируются навыки аргументированного и осмысленного личностного, жизненного и профессионального самоопределения, создаются условия для успешной адаптации в школе и социализации в обществе. При этом создаются предпосылки для сохранения здоровья учащихся, поскольку повышается их академическая успешность, значит, уходят причины неврозов. Углубленная дифференциация обучения – это условие максимально возможного удовлетворения не только образовательных запросов учащихся, но и потребностей рынка труда, учреждений профессионально-технического, высшего и среднего специального образования, это альтернатива существующему репетиторству.
Особенно важна углубленная дифференциация обучения на третьей ступени общего среднего образования, где учащиеся должны получить необходимую образовательную, психологическую и практическую подготовку для продолжения образования в высшей школе или среднем специальном учреждении образования.

Идея инновационного проекта состоит в изменении организационной структуры образовательного процесса и управления им на основе дифференциации и индивидуализации обучения, устраняющей противоречия между массовым характером обучения и индивидуальными различиями учащихся.

Новизна проекта состоит в предоставлении обучающимся широких возможностей в образовательном и профессиональном самоопределении путём:
• целенаправленной пропедевтической подготовки учащихся 7-9 классов к осознанному выбору уровня изучения того или иного предмета в 10-11 классах и проектированию своего жизненного пути (организация факультативных, кружковых и индивидуальных занятий, а также разнообразных видов внеурочной деятельности познавательно-профессиональной направленности);
• изучения учащимися 10-11 классов некоторых учебных предметов типового учебного плана на повышенном уровне при обязательном освоении каждым учащимся основного базового компонента учебных программ;
• использовании инновационных технологий обучения и профориентации;
• организации эффективного социально-педагогического сотрудничества профориентационной направленности;
• единства и преемственности всех форм дифференциации на всех ступенях общего среднего образования.

 
Цель инновационного проекта:
Повышение качества образования учащихся посредством организации углубленной дифференциации обучения и использования технологий личностно и профессионально ориентированного обучения в условиях учреждения общего среднего образования.

Задачи инновационного проекта:
1. Изучить и систематизировать образовательные запросы учащихся и возможности учреждения образования по их удовлетворению.
2. Организовать систематическое, целенаправленное повышение квалификации участников инновационного проекта.
3. Обеспечить организационно-управленческие условия для введения и реализации модели.
4. Разработать и осуществить программу взаимодействия с заинтересованными учреждениями и организациями.
5. Обеспечить управленческое, психолого-педагогическое, научно-методическое, информационное и психологическое сопровождение инновационной деятельности.
6. Разработать и осуществить систему мониторинговых исследований процесса и оценки результативности введения модели.
7. Обобщить результаты инновационной деятельности, разработать методические рекомендации по внедрению модели в массовую практику.

Ожидаемые результаты:
• эффективная модель углубленной дифференциации обучения для использования в массовой практике учреждений общего среднего образования;
• опыт инновационной деятельности педагогического коллектива по внедрению эффективных моделей обучения в соответствии с быстро меняющимися образовательными запросами обучающихся и потребностями регионального рынка труда;
• качество образования учащихся, высокий уровень их познавательной и трудовой мотивации;
• высокий уровень сформированности социальных и познавательных компетенций, учебных и творческих достижений учащихся;
• сформированность навыков осознанного и аргументированного образовательного и личностного самоопределения учащихся 7-9 классов;
• профориентационная готовность выпускников 9-х классов к выбору уровня изучения отдельных предметов с учетом своих интеллектуальных способностей и профессиональных намерений;
• готовность выпускников 11-х классов к продолжению образования или к трудовой деятельности;
• воспитанность и успешная социализация учащихся;
• высокий имидж учреждения образования и востребованность его услуг.