Домашняя
Учительская
Методическая копилка
Профсоюзный комитет
О школе
Наши достижения
БРСМ и БРПО

Воспитательная работа

Время досуга
Родителям
Ученикам
Сайт математиков
Социально-педагогогическая и психологическая служба
Сайты школ города
Библиотека
Контакты
Электронная приемная
Одно окно

Яндекс.Погода

 

      Самостоятельная работа по иностранному языку как фактор повышения качества языкового образования

                                       “Научи себя сам - никто другой этого за тебя не сделает, будь он хоть  трижды  профессором  каких  угодно  наук!”

                                                                                                              Николай Замяткин

 

Всестороннее развитие ученика - непременное условие в работе учителя. Это особенно относится к воспитанию интереса как наиболее сложному и трудному процессу в системе обучения. Самым главным в воспитании и развитии интереса к  знаниям и потребности в самообразовании является воспитание самостоятельности и творческого подхода в овладении знаниями, всемерное развитие наблюдательности, познавательной активности и стремления к самообразованию. Привитие учащимся навыков самостоятельной работы  является ещё более актуальной задачей школы в современных условиях быстрого накопления и обновления информации, расширения международных связей. Обучить человека на всю жизнь невозможно, важно культивировать  в нём интерес к накоплению знаний, обучить его приёмам самостоятельной учебной работы.

Способность к самообразованию в области английского языка приобретает особую актуальность, так как английский язык используется представителями большинства профессий и именно знание английского языка способствует успешной социализации выпускников. Самостоятельность не является врожденным качеством человека. Чтобы учащийся умел работать самостоятельно, его нужно этому научить. Поэтому особенно актуальными являются проблемы организации самостоятельной работы. Хотелось бы остановиться на использовании на уроках английского языка современных педагогических технологий, которые способствуют формированию навыков самостоятельной работы. Одной из таких технологий является модульное обучение. Модульное обучение предполагает строгое содержание учебного материала, четкие требования к знаниям и способам деятельности, алгоритмизацию труда, позволяет организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся. Мы используем модульное обучение в старших классах на уроках, посвященных повторению и систематизации грамматического материала. На выполнение одного модуля отводится один урок. Обычно такой урок проводится перед контрольной или самостоятельной работой по теме. Учащиеся работают самостоятельно. Выполнив каждое упражнение, они проверяют правильность выполнения по листку контроля, выставляют себе баллы в схеме уровня знаний. Если и после проверки остаются вопросы, учащиеся консультируются с учителем. Каждый работает в своем режиме и в конце работы каждый видит свой результат и понимает, что конкретно ему нужно повторить. Таким образом, несомненно, возрастает самостоятельность учащихся, увеличивается их мыслительная и познавательная активность, увеличивается время работы каждого учащегося в отличие от традиционной фронтальной работы над теми же упражнениями. Учитель имеет возможность больше внимания уделить слабым учащимся, объяснить им еще раз пройденный материал.

Коллективная форма самостоятельной работы на уроке иностранного   языка   широко   используется   в   проектной   методике. Проектная технология основана на совместном выполнении учащимися проектных заданий  различного  характера.  Такие  задания  связаны с изучением языка, культуры народа, который говорит на данном языке, функциональным  использованием  изучаемого  языка для  достижения поставленных целей. Так, коллектив учащихся получает долгосрочное задание  от учителя  по  определенной теме.  Учащиеся  готовят дома самостоятельно задание, а затем на уроке вся группа докладывает о результатах своей проведенной работы (например, собрать информацию   о  зарубежных  фирмах,  работающих  в   Могилёвской области, подготовить сообщение на основе этой информации и выступить с ним на занятиях). Такая технология способствует развитию креативности, конструктивной    активности    учащегося,    развитию    способности взаимодействия с другими субъектами учебной деятельности.

 Большие возможности для организации самостоятельной работы на уроках иностранного языка открывает так называемая адаптивная система обучения. В рамках этой системы урок строится на совмещении индивидуальной работы преподавателя и самостоятельной деятельности учащихся. Преподаватель  поочередно отключает по одному ученику от всей группы. Он контролирует, как ученик выполнил задание. Другие же учащиеся работают в это время самостоятельно в индивидуальном или парном режимах.  

Говоря о подготовке к самостоятельной работе, необходимо знакомить учащихся с различными учебными стратегиями. Речь идет, например, о стратегиях работы с текстом: умение видеть опоры в тексте, игнорировать незнакомые слова, если они не влияют на общее понимание, умение выделять главную идею, делать выводы из прочитанного и т.д.

Важным аспектом является обучение пользоваться справочной литературой, в частности словарями. Зачастую учащиеся не могут найти необходимое слово в тексте, так как не умеют выделять словарную форму слова, не умеют выбирать подходящее значение из нескольких данных. Научить работать со словарем и другой справочной литературой – задача учителя.

В целом, можно сказать, что развитие самостоятельности, формирование навыков самостоятельной работы  являются одной из приоритетных задач в работе современного учителя иностранного языка. Систематическая самостоятельная  работа учащихся при обучении иностранному языку     гарантирует истинную мотивацию, подлинную, внутреннюю (а не внешнюю, часто чисто формальную) активность учащегося.

Цвирко Л.И.

 на предыдущую

      

Hosted by uCoz