Очарованный небом
Центральное место в экспозиции Музея
истории ГУО «СШ №2 г.Осиповичи» занимает раздел, посвященный
Валентину Ивановичу Даниловичу.
Хочется познакомить вас с человеком, именем которого сочла бы за честь
гордиться любая держава мира. Представитель опаснейшей и редчайшей
профессии (испытателей катапульт во всем мире всего несколько десятков),
умевший то, на что решаются самые отчаянные из избранных – выстрелить
собой в неизведанное, выстрелить ради жизни других… Умевший, поскольку
прожив всего 34 года, 20 мая 1970 года, на завершающем этапе испытаний
катапультного кресла К-36Д, В.И.Данилович погиб. Сегодня кресло К-36
установлено на всех боевых самолетах ВВС стран СНГ.
Родился В.И.
Данилович в 1936 году в посёлке Колодищи, что под Минском, в семье
офицера-артиллериста Ивана Иосифовича и домохозяйки Марии Даниловны. Во
время службы отца в г. Осиповичи, Валентин учился в железнодорожной
школе №11 (сейчас ГУО «СШ №2 г.Осиповичи»), проявляя удивительные
способности к точным наукам, особенно к математике. Увлекался авиацией,
строил модели, запускал планеры.
После школы
долгих раздумий о будущем не было – в 1954 году поступил в Московский
авиационный институт имени Серго Орджоникидзе. Обучаясь в институте,
начал заниматься парашютным спортом. Первые успехи пришли очень быстро.
Уже 11 июля 1956 года он установил первый в своей жизни мировой рекорд в
прыжках с парашютом на точность приземления. А Приказом Председателя ЦК
ДОСААФ СССР № 57 от 11 февраля 1957 года Валентину Даниловичу
присваивается звание « Мастер парашютного спорта СССР».
В это же
время проявляется и ещё одна грань таланта этого одарённого человека.
Валентин начинает заниматься фотографией и за короткое время становится
известным фотохудожником и пионером воздушной съёмки: с закрепленным на
защитном шлеме-каске фотоаппаратом прыгает в бездну и делает потрясающие
для того времени фотоснимки. В июне 1960 года оператор Валерий Гинзбург
приглашает студента МАИ для участия в съёмках фильма о
воинах-десантниках «Прыжок на заре»: кроме Даниловича, выполнить
воздушные съёмки было некому.
После
окончания в феврале 1961 года МАИ по специальности «специальные
электромеханические установки» В. Данилович работает в
конструкторско-испытательном отделе НИИ парашютостроения. Однако
испытательные прыжки только как спортсмена, это совсем не то, к чему он
стремился. Поэтому в августе 1963 года Данилович переходит на работу в
Лётно-испытательный институт им. М.Громова на должность старшего
инженера парашютиста-испытателя.
Но главное
испытание, которое тревожило и не давало покоя, было ещё впереди:
реальное катапультирование. 1 октября 1963 года факт рождения испытателя
катапультных кресел Даниловича был зафиксирован официально подписанием
соответствующего акта и выдачей свидетельства «экспериментатора».
Профессия
испытателя катапульт требовала самопожертвования, и Валентин это
прекрасно понимал. Манекеном человека здесь не заменишь. Всё надо было
испытать на себе. Когда немецкий исследователь доктор Рашер в годы войны
работал над первым в мире катапультным креслом, то для испытаний
использовал узников концлагерей. Ни один немецкий летчик прыгать на
экспериментальном кресле не согласился…
Начало шестидесятых. Занималась космическая эра. Космос – особая строка
в биографии Валентина Даниловича. 12 июня 1964 года старший инженер
парашютист – испытатель ЛИИ им. М.Громова Валентин Данилович пишет
заявление командующему ВВС главному маршалу авиации К. Вершинину:
«Прошу включить меня в группу кандидатов в космонавты для полёта в
космос в качестве инженера и фотокинооператора». К тому времени
дружеские отношения связывали его с космонавтом Владимиром Комаровым,
от которого Валентин Иванович и узнал, что к полёту готовится экипаж, в
состав которого впервые войдут гражданские специалисты: инженер
К.Феоктистов и врач Б.Егоров. Значит, в будущем есть шанс и у него,
Валентина!
12 октября
1964 года стартовал «Восход» с Комаровым, Феоктистовым и Егоровым на
борту. Началась и первая работа Валентина, связанная с космосом. На
самом «верху» в середине 1964 года было принято решение, соответствующее
духу того времени: во что бы то ни стало опередить американцев и
обеспечить первый выход советского космонавта в открытый космос. Любой
ценой! Невероятно, но факт – сложнейшую задачу решили всего за 9
месяцев, для чего были сконструированы специальный скафандр и шлюзовая
камера. А вот испытывать и отрабатывать систему шлюзования и выхода в
космос довелось В.Даниловичу.
Попытка
попасть в лунную группу (занималась подготовкой полёта человека на Луну)
приводит Валентина Ивановича в Государственный Краснознамённый научно –
исследовательский институт ВВС им. В.Чкалова. Однако в 1969 году лунный
отряд был расформирован и В. Данилович начинает испытывать новое опытное
кресло К-36, которое стало роковым для испытателя.
P.
S. 29
мая
1970 года,
девятый
день
со
дня
гибели…
На
Введенское
кладбище
в
Москве
приехал
со
съёмочной
группой
режиссёр
А.Смирнов,
работавший
над
фильмом
«Белорусский
вокзал».
По
сценарию
– похороны
офицера-десантника.
А
здесь
могила
и
столько
офицеров
в
голубых
фуражках
с
посеревшими
от
горя
лицами.
Потрясённые
рассказом
о
Валентине
и
его
трагической
гибели,
артисты
Леонов
и
Папанов
не
смогли
сдержать
слёз.
Решение
приходит
мгновенно.
Главного
героя
в
память
о
Даниловиче
переименовывают
в
Валентина
и
снимают
эпизод
похорон
здесь,
у
могилы
испытателя.
На
тех
кинокадрах
мама
и
папа
Валентина,
его
сослуживцы.
Члены кружка «Музейное дело»,
Наталья Щербаченя,
руководитель Музея истории ГУО «СШ №2
г.Осиповичи».
|