| |
Готовимся
сдавать экзамены
Психологическая
подготовка к экзамену
Вся жизнь человека состоит из всевозможных испытаний. С различными контрольными
работами, сочинениями, диктантами, тестированиями и другими испытаниями вы
встречались с первых дней обучения в школе. Ни для кого не является секретом,
что успех в этих случаях зависит от того, насколько полно и правильно вы сможете
воспроизвести полученные вами знания.
Любой экзамен - ситуация экстремальная, которая сопровождается напряженным,
тревожным состоянием человека. Поэтому ваше знакомство с информацией в области
психологии стресса и психотехническими способами снятия внутреннего напряжения
может дать вам инструмент самопомощи при подготовке и сдаче экзаменов.
Первое, что необходимо при подготовке к экзамену - запоминание и повторение
материала. Успешность воспроизведения материала на экзамене во многом
определяется способом его запоминания. Для лучшего запоминания рекомендуется:
1. Группировка материала, т.к. это облегчает запоминание многозначных чисел,
формул.
2. Для запоминания формулировок теорем удобно использовать ассоциативный прием,
т.е. устанавливать сходство между содержанием, которое надо запомнить и знакомым
предметом.
3. Для лучшего запоминания комбинируйте несколько каналов восприятия: зрительный
(чтение, просмотр) и кинестетический (записывание просмотренного, прочитанного
материала).
Зрительный (чтение, просмотр) и аудиальный (проговаривание в слух, прочитанного
материала)
4. Распределите материал, который нужно выучить. Лучше каждый день учить по
несколько вопросов, чем в ночь перед экзаменом стараться выучить все.
Все люди без исключения могут регулировать свое поведение в стрессовой ситуации.
Значит, и вы сможете справиться со своим волнением и напряжением в процессе
подготовки к сдаче экзамена, умело используя свои инструмент самопомощи.
Необходимо четко осознать, что очень многое зависит только от вас. Применение
способов саморегуляции, поможет Вам и во время экзамена обеспечить самообладание
и выдержку.
Давайте вначале рассмотрим некоторые методы самопомощи, которые помогут вам
«сбросить» внутреннее напряжение на подготовительном этапе к испытаниям.
Например, когда нужно сесть за стол и готовиться к экзаменам, а вы не можете это
сделать, в голову «лезут» посторонние мысли, то попробуйте простейший
аутотренинг. Он позволит включиться вам в любую деятельность. Для этого сядьте
за стол, на котором приготовлены книги, конспекты и т. д., закройте глаза и про
себя (или шепотом) повторите 8–10 раз «Я могу писать. Я могу писать... Я пишу...
Я пишу!». Интонации нарастают от механической безучастности до страстного
требования. В момент наибольшего напряжения вы внезапно замолкаете,
расслабляетесь, откинувшись на спинку стула. В голове пустота, вы ничего не
хотите и не ждете. Побудьте в этой пустоте, забудьте обо всем, и вы
почувствуете, что через некоторое время в этой пустоте начинает всплывать ваша
фраза, а потом и требование писать. И вы почувствуете, что рука сама потянется к
бумаге. Если что–то помешает, попробуйте вновь расслабиться и затем снова
услышать свой приказ. Фразы могут быть разными, по главное условие – должны быть
короткими и по существу дела.
Если же вы не в состоянии сосредоточиться, не можете включиться в работу, то вам
надо сесть и писать. Причем писать любые строчки, которые приходят вам в голову.
Главное не останавливаться и не перечитывать написанное, не останавливать
процесс «врабатывания». Через некоторое время работа по-настоящему захватит вас.
Активность Вашего внимания и умственной деятельности повысится, например, при
наличии приятных запахов лимона, лаванды и т. п. пли негромких фоновых звуков –
приятная негромкая музыка, шум дождя за окном и т. п.
Для того чтобы уверенно и успешно выполнить задания работы, вам полезно:
• понять и спокойно обдумать вопросы, поставленные в задании, собраться с
мыслями для их решения;
• продумать возможные способы решения поставленной в задании проблемы;
• рационально использовать отведенное на экзамен время: сначала выполнять те
задания, которые кажутся более простыми, и затем приниматься за более сложные
задания;
• постараться поддерживать у себя позитивное мышление в течение всего времени,
отведенного на выполнение работы;
• не поддаваться негативным изменениям в своем настроении;
• помнить, что очень важна положительная самооценка, и проговорить про себя: «Я
уверен в себе, потому что я положительно себя оцениваю. Я справлюсь с
поставленными задачами, и все будет хорошо...».
Следует помнить, что психологические методы саморегуляции достаточно
индивидуальны, поэтому Вам при подготовке и во время сдачи экзамена необходимо
найти свои собственные способы, самовнушения и саморегуляции.
Не следует забывать, что умственную деятельность активизирует манипулирование
пальцами, жестикуляция, ходьба. Монотонность, однообразие в работе понижают
активность мозговой деятельности, поэтому при монотонной работе полезно через 15
минут сделать короткую паузу (1–2 минуты) или переключиться на другую
деятельность. При однообразной работе лучше через полтора часа сделать
длительный перерыв. В этот перерыв можно расслабиться с закрытыми глазами или,
наоборот, заполнить паузу активными движениями: под музыку потанцевать, сделать
несколько ритмичных упражнений.
«Сбросить» внутреннее напряжение и успокоиться при подготовке к сдаче экзамена
Вам помогут методы саморегуляции.
Одни из методов саморегуляции основаны на использовании человеком тех
возможностей, которые он имеет «под рукой». Они связаны с разумным планированием
режима труда и отдыха. Когда вы начинаете, испытывать во время подготовки к
испытаниям психоэмоциональное напряжение, сильную усталость, а, может быть, и
теряете самоконтроль, вам надо найти способы «остановки» себя. Перечислим
некоторые из них:
• сделать паузу в работе;
• выйти из комнаты, в которой вы готовитесь к экзаменам, или переместиться в
другую ее часть;
• подойти к окну и посмотреть на небо, деревья, на идущих по улице людей,
попробовать вообразить, о чем они думают;
• опустить ладони своих рук под холодную воду на 2-3 минуты;
• постараться каждый день, отведенный на подготовку к испытаниям, иметь немного
времени на занятия, которые вам приносят удовлетворение и радость и т. п.
Понятие «СТРЕСС» введено канадским ученым Гансом Селье, который определил стресс
как реакцию нервно-психического напряжения, возникающую в чрезвычайных
обстоятельствах и призванную мобилизовать защитные силы организма. При этом
гормоны лавиной обрушиваются на скелетные мышцы и внутренние органы. Возрастают
частота пульса, артериальное давление, скорость кровотока, повышается
температура тела, увеличиваются объем, устойчивость, концентрация внимания,
усиливаются процессы возбуждения в нервной системе – организм готов дать
достойный отпор раздражающему фактору.
Умеренное нервно-психическое напряжение вызывает состояние эмоционального
подъема, творческой активности. Однако при длительном стрессовом состоянии
уровень функциональной активности головного мозга и надежность его работы
снижаются. Выброс адаптивных гормонов гипофиза и коры надпочечников истощается.
Оптимальное лекарство от стресса – это умение полноценно расслабиться и
полностью восстановить энергоресурсы организма, затраченные на стрессовое
воздействие.
Другие методы саморегуляции, целенаправленно созданные человеком для управления
самим собой, – это психотехнические упражнения. Смысл психотехники состоит в
достижении и поддержании психической, духовной и физической формы посредством
направленного сосредоточения. Упражнения базируются на четырех способах
самопознания и саморегуляции:
релаксации (расслабления))
концентрации
Рекомендации по
подготовке к экзаменам для родителей учащихся
Родители должны знать, что подготовку к экзамену следует начать с организации
благоприятных условий и здорового ритма жизни.
Известно, что люди делятся на «жаворонков» и «сов» и их умственная
продуктивность различна в разное время суток. «Жаворонку» лучше начинать
подготовку с утра пораньше, а вот засиживаться допоздна даже вредно. Если же
ученик – «сова», то усаживаться за учебник рано утром ему нецелесообразно: он
еще не вполне проснулся и будет долго входить в рабочий ритм. А вот посидеть
чуть попозже вечерком может быть нелишне.
В экзаменационную пору многие жалуются на нарушение сна. Это связано с сильным
волнением, и велик соблазн бороться с ним с помощью успокоительных таблеток.
Однако это опасный путь. Всякое успокоительное средство оказывает тормозящее
действие на нервную систему. Ученик, напившийся успокоительного, рискует не
вспомнить даже то, что прочитал накануне. А в качестве снотворного, если в этом
есть необходимость, полезно использовать древнейшее средство – мед, который к
тому же прекрасно питает мозг витаминами.
Питание молодого организма должно быть регулярным и полноценным, то есть
достаточно калорийным и витаминизированным.
Не следует увлекаться таким популярным стимулятором, как кофе. Большие дозы
кофе, да еще с непривычки, могут вызвать запредельное возбуждение либо,
наоборот, вогнать в депрессию.
Чрезвычайно полезно чередовать умственную активность с небольшой физической
нагрузкой – например, для разрядки поиграть в волейбол или бадминтон, покататься
на велосипеде или на роликах, либо просто погулять.
На фоне естественного беспокойства положительные эмоции в разумных пределах
просто необходимы. Порой родители запрещают ребенку гулять, смотреть телевизор,
слушать музыку, общаться с друзьями даже по телефону. В итоге у бедного ребенка
создается впечатление, что он под домашним арестом. А ведь естественное
состояние арестанта – уныние и тоска!
Родители должны защищать ребенка эмоционально. А это очень просто: не нужно
накалять обстановку, провоцировать конфликты и нервничать по любому поводу. Куда
лучше просто вместе погулять и поговорить о жизни: после этого легче становится
на душе и старшим, и младшим.
Телевизор тоже может неожиданно оказаться помощником. Забавная комедия или
эксцентричное шоу могут оказаться чудодейственными. В одном эксперименте
психологи просили испытуемых решить довольно сложную головоломку. Почти все,
кому предварительно показали комедийный фильм, справились с задачей.
Несмотревшие фильма или смотревшие тяжелый фильм в большинстве своем с задачей
не справились. Так что если перед экзаменом есть возможность немного посмеяться,
- это только к лучшему.
на предыдущую
|