| |
Клуб "Семья"
На протяжении 2011-2012 года в
школе работает клуб "Семья". Руководителем клуба является учитель
начальных классов Окрут Н.А.
За этот год
работы в клубе накоплен положительный опыт общения детей, родителей и педагогов.
Цели и задачи клуба:
- формирование культуры семейных
отношений, создание благоприятного психологического климата во взаимодействии
родителей и педагогов;
- повышение педагогической культуры
родителей;
- организация коллективного семейного
досуга, с целью формирования общих духовных интересов.
На заседаниях клуба «Семья»
родители нашли ответы на волнующие их вопросы семейного воспитания через
разнообразные формы воспитательной работы (беседы, тренинги, откровенные
разговоры).
Родители с
удовольствием посещают заседание нашего клуба и принимают активное участие в их
подготовке. Каждый раз с большим желанием они ожидают следующего нового
заседания, чтобы прийти и в тесном кругу пообщаться о возникших проблемах и
трудностях, поделиться успехами в воспитании детей.
Самыми яркими событиями нашего клуба
явились открытые заседания посвящённые Дню матери, 23 февраля, 8 марта.
Ребята
нашей школы написали сочинения про свои семьи читать
далее
«День матери» |
|
|
|
23 февраля
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРОГРАММА «СЕМЬЯ»
1. Основные направления организации работы школы с семьей.
Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их
занятости, образовательный и социальный уровень и др.).
Организация диагностической работы по изучению семей. Использование
оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и
индивидуальной работе с семьей.
Организация психолого-педагогического просвещения родителей. Создание
системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации
совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и
учащихся.
Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта
семейного воспитания.
внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики. Оказание
помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в
профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других
негативных проявлений у детей и подростков.
Использование различных форм сотрудничества с родителями. Вовлечение их
в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность,
направленную на повышение их авторитета.
Активное включение в работу с семьей педагога-психолога, социальных
педагогов, педагогов-организаторов, библиотекаря, воспитателей (групп
продленного дня).
Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта,
коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной
жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам «Этика и
психология семейной жизни», «Основы семейного воспитания»
Разработка тематического оформления по работе с семьей (уголок для
родителей).
Взаимодействие семьи и школы в интересах творческого развития личности
ребенка осуществляется через:
- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
- семейные туристско-краеведческие и экскурсионные программы;
- систему социально-правовых и медико-педагогических занятий для
родителей (университетов, лекториев, практикумов и др.);
- традиционные встречи многодетных семей;
- благотворительные праздники и концерты для семей, в которых
воспитываются дети-инвалиды;
- встречи опекунов детей, оставшихся без родителей;
- семейные клубы и мастерские;
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- пребывание родителей в школе в период адаптации ребенка;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ,
которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения,
знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по
воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать
как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания
психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и
предшествующий опыт ребенка;
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении
ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и
эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
2. Формы взаимодействия педагогов и родителей.
Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие
организации их совместной деятельности и общения.
Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. На
нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов.
Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его
подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это –
взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний
может быть разнообразной: «Мы – одна семья», «О доброте и милосердии», «Учимся
общению», «Психологический климат в коллективе» и др.
Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» и др. –
способствует повышению педагогической культуры родителей, их
психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке
единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики
мероприятий участвуют родители.
Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех
уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание
родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры,
представителей общественных организаций клуб «Родители и дети».
3. Концептуальные основы.
Концепция программы основана на возрождении приоритетности семейного
воспитания и опирается на следующие идеи:
- опоры на базовые потребности ребенка;
- развития личности в процессе воспитания;
- совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания;
-формирования единого воспитательного пространства для жизнетворчества
каждого ребенка на основе личностного подхода;
- формирование у обучающихся осознанного отношения к будущему
ответственному родительскому как социальному воспитательному институту,
как к важнейшему средству предупреждения дезорганизации и разрушения
семьи, детской безнадзорности, правонарушений и преступлений в детской и
подростковой среде;
- восстановление в общественном сознании традиционной ценности брака,
семьи, престижа материнства и отцовства;
- социального партнерства общества, семьи, школы в процессе формирования
модели культуры здорового образа жизни в семье.
При этом важным является формирование у родителей установки на
самостоятельную творческую деятельность путем внедрения активных форм,
передовых технологий и методик психолого-педагогического всеобуча
родителей, на основе единых принципов:
- гуманистической направленности, уважения уникальности и своеобразия
каждого ребенка, приоритетности его интересов, отношения к нему, как к
части будущего человеческого и интеллектуального потенциала государства;
- признания преимущественного права родителей на воспитание, обучение и
охрану здоровья своих детей;
- взаимовлияния личностей взрослых и детей, предполагающего сотворчество
педагогов – детей – родителей – общества;
- преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития
лучших традиций духовно-нравственного воспитания;
- системности: только через системный подход к организации
жизнедеятельности детей, возможно, обеспечить целостность становления
личности ребенка и комплексность воспитания;
- открытости, обеспечивающей тесный контакт с семьей, участие родителей
в процессе воспитания, доступность для родителей информации об
эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях,
духовно-нравственном становлении, а также повышение
психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и
социума в целях продуктивного воспитания.
4. Целевое назначение.
Программа «Семья» предполагает тесное взаимодействие воспитанников и
родителей.
Цель программы – способствовать формированию в семье максимально
комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению
семейного воспитания.
Задачи программы:
1) воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за
свою семью;
2) организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;
3) формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и
социальной деятельности детей;
4) всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
5) оказание психологической помощи в осознании собственных, семейных и
социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных
проблем и проблем взаимоотношения с ребенком (подростком).
5. Механизм реализации программы.
Осуществляется через:
- мониторинговые исследования и определение перспектив;
- установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей,
создание единого социокультурного пространства;
- психолого-педагогическое сопровождение психологического просвещения
родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование,
изучение и внедрение лучшего в городе опыта семейного воспитания,
проведение совместных проблемных семинаров;
- внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивных
установки на ЗОЖ;
- привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с
детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению
национальных духовных традиций;
- повышение роли дополнительного образования детей в развитии форм
семейного досуга, организацию совместной деятельности детей и взрослых:
военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое,
художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание,
туристско-краеведческую работу.
6. Ожидаемые результаты работы, их социальная эффективность.
1. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового
образа жизни.
2. Улучшение микроклимата в семье.
3. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего
поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком (подростком).
4. Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных
ситуаций.
5. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности,
правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в
подростковой среде.
Главная цель сквозной комплексной программы «Семья» - способствовать
формированию в семье максимально комфортных условий для личностного
роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.
Программа носит долгосрочный характер. Основу ее реализации составляет
квалифицированное педагогическое руководство и максимальное
использование положительного потенциала и возможностей семей.
Большую роль в организации и проведении мероприятий по семейному
воспитанию может оказать социально-психологическая служба, которая
осуществляет психолого-педагогическое сопровождение образовательного
процесса.
Цель, которую ставит перед собой служба в работе с родителями, - это
повышение психолого-педагогической компетентности родителей в семейном
воспитании, получение ими практических навыков, способствующих
эффективному, социально-поддерживающему и развивающему поведению в семье
и в процессе взаимодействия с ребенком.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «СЕМЬЯ»
Цель: способствовать формированию в семье максимально комфортных условий
для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного
воспитания.
Задачи программы:
1. воспитание у детей ответственности, чувства гордости за свою семью;
2. организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;
3. формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной
и социальной деятельности детей;
4. всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
Формы, методы, приемы воспитания:
1. Диагностическая деятельность:
- социологические опросы;
- наблюдение;
- анализ результатов диагностики;
- анкетирование;
2. Учебно-познавательная и просветительская деятельность:
- конференции;
- беседы за круглым столом;
- диспуты;
- дискуссии;
- сюжетно-ролевые игры;
- театрализованные игры;
- родительский клуб;
3. Ценностно-ориентационная и ценностно-поисковая деятельность:
- конкурс плакатов, стенных газет;
- проблемные мастерские;
- поисковая работа;
- деловые игры;
- ролевые игры;
- социально-педагогические занятия;
- анализ возникших конфликтных ситуаций в семье учащегося;
- сочинения-размышления;
- диспуты;
- дискуссии;
- посещение театров, кинотеатров;
Проблема для исследования Приоритетный вид деятельности Форма и метод
работы Классы Сроки проведения Ответственные
Формирование готовности учащихся к адекватному принятию семейных ролей
Диагностическая, ценностно-ориентационная и ценностно-поисковая,
учебно-познавательная, просветительская Методика незакончен-ных
предложений.
Примерное содержание деятельности заместителя директора по
воспитательной работе:
- организация систематического информирования родителей о содержании и
методике воспитательного процесса, инновационных технологиях (систематическое
обновление информационных стендов, проведение лекториев для родителей);
- стимулирование заинтересованности родителей в качестве успеваемости и
воспитанности учащихся;
- стимулирование участия родителей во внеклассных мероприятиях;
- психолого-педагогическое просвещение родителей через университет
педагогических знаний, лекции, конференции;
Примерное содержание деятельности
социального педагога:
- посещение учебных занятий для наблюдения за учащимися, испытывающими
трудности в освоении социальных ролей;
- изучение особенностей семей учащихся;
- проведение социально-педагогических опросов, анкетирования,
направленных на изучение культуры взаимоотношений в семье;
- анализ анкет учащихся о взаимоотношениях в семье и составление
социально- педагогических коррекционных программ;
- проведение индивидуальной и групповой работы с семьями социального
риска;
- проведение консультационной социально-педагогической помощи родителям,
учащимся по формированию культуры семейных отношений;
- проведение интерактивных воспитательных мероприятий, повышающих
культуру семейных отношений;
- привлечение специалистов для индивидуальных консультаций и встреч с
родителями и учащимися;
- взаимодействие с социальными институтами, занимающимися проблемами
семьи.
Примерное содержание деятельности
педагога психолога:
- посещение занятий и анализ потребности учащихся в
психолого-педагогической подготовке;
- проведение исследований по определению психологического климата в
семье и особенностей его воздействия на личность учащихся;
- проведение коррекционной работы по освоению и принятию учащимися своей
роли в семье;
- консультирование семьи о значении благоприятного микроклимата и
эффективных методах воспитания в решении семейных проблем;
- разработка и адаптация для конкретных групп учащихся программы
сопровождения, направленной на коррекцию семейных отношений;
- проведение методической работы, включающей формирование банка данных о
достижениях научной и практической психологии по проблемам семейного
воспитания.
|
|