| |
Инновационный проект
"Внедрение модели углубленной
дифференциации обучения учащихся на II и III ступенях общего
среднего образования"
Сроки реализации: 2012 -2015 гг. |
Консультанты проекта:
Н.И.Запрудский,кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики и философии образования государственного
учреждения образования «Академия последипломного образования»;
А.И. Добриневская, методист высшей категории Центра
профессионального развития и инновационного образования
государственного учреждения образования «Академия последипломного
образования»
|
Проект разработали:Е.Н.
Свиркова,заместитель директора государственного учреждения
образования «Средняя школа № 2 г. Осиповичи»;
Н.Н. Сасова, учитель физики государственного учреждения образования
«Средняя школа № 2г. Осиповичи»
ул. Коммунистическая, 11
213760, г. Осиповичи,
Могилёвская область
телефон: (802235) 2-44-23
e-mail: sch2osip@rambler.ru |
Актуальность и обоснование темы проекта
Перед современной школой государством поставлена задача подготовки
молодого поколения к полноценной жизни в обществе, к продолжению
образования и активной трудовой деятельности.
В условиях классно-урочной системы процесс обучения организуется для
всех одинаково, хотя учащиеся существенно различаются уровнями
мотивации, обученности, интересов, способностей и профессиональных
намерений. Внутриклассную дифференциацию, как показывает практика,
осуществить сложно и она недостаточно эффективна. В Едином типовом
учебном плане предусмотрена внешняя дифференциация обучения за счёт
факультативных, поддерживающих и стимулирующих занятий. Однако и эти
занятия не в полной мере удовлетворяют разнообразные образовательные
запросы учащихся.
В педагогической и психологической литературе изложены
управленческие и дидактические основы дифференциации обучения.
Положительный опыт дифференцированного обучения имеется в отдельных
учреждениях образования, как в нашей стране, так и за рубежом. В
Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в
Республике Беларусь на 2011 – 2015 годы и в соответствии со статьёй
18 Кодекса Республики Беларусь об образовании целью воспитания
является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой,
творческой личности обучающегося [2, 1]. Именно творческая личность
будет соответствовать требованиям глобального информационного
общества, сможет успешно адаптироваться в условиях инновационной
экономики и рыночных отношений.
Однако в массовой школе обнаруживается ряд противоречий между:
• теоретической проработанностью проблемы дифференциации обучения и
практикой, в которой ограничены возможности для углубленной
дифференциации;
• потребностями учащихся в максимальном удовлетворении их
образовательных запросов и ограниченностью применяемых в учреждении
образования моделей дифференциации обучения;
• желанием учащихся изучать некоторые предметы на повышенном уровне
и традиционной практикой ориентации многих учителей в условиях
классно-урочной системы на среднего ученика класса;
• актуальностью решения задачи образовательного и профессионального
самоопределения учащихся и неготовностью многих из них к выбору
направления дальнейшего образования и профессии.
• Многие обучаемые демонстрируют весьма низкие и посредственные
знания и умения, одной из причин чего является недостаточно успешно
реализуемый дифференцированный подход к содержанию и технологиям
обучения. Профориентационная работа с учащимися не всегда
целенаправленна и не всегда эффективна. В профориентационной работе
в большинстве случаев используются традиционные формы и методы
работы, не учитываются индивидуальные особенности учащихся и
потребности рынка труда. А именно, при наиболее интенсивном развитии
промышленного комплекса в г. Осиповичи, возникает потребность в
квалифицированных инженерных и рабочих кадрах.
Осознание указанных противоречий и необходимость адаптации системы
образования к новой ситуации на рынке труда требует введения в
учреждении общего среднего образования более эффективной модели
дифференциации. Такой моделью является модель углубленной
дифференциации обучения, которая ориентирована на интересы и
реальные возможности учащихся, их индивидуальные особенности и те
образовательные и жизненно-профессиональные цели, которые они перед
собой ставят, на организацию и осуществление профориентационной
работы на новом качественном уровне, на удовлетворение потребностей
рынка труда.
Согласно исследованиям ученых проблема повышения качества
образования учащихся и их жизненного и профессионального
самоопределения успешно решается на основе интеграции внутренней и
внешней дифференциации обучения (учащиеся объединяются в гомогенные
группы по изучению отдельных предметов на повышенном уровне
соответственно их индивидуальным образовательным запросам и
способностям), которая предоставляет учащимся возможности выбора и
личностной самореализации в познавательной, а в последующем и в
профессиональной деятельности. Такая организация образовательного
процесса важна как в социальном, так и в психологическом плане,
поскольку строится на иной мотивационной основе, предоставляет
учащимся возможности уделить большее внимание тем областям знаний,
которые для них наиболее интересны и перспективны для успешной
самореализации в школе, в обществе, в профессии.
Показано, что благодаря углубленной дифференциации обучения
возрастают уровни обученности учащихся, появляются новые возможности
их личностного развития, формируются навыки аргументированного и
осмысленного личностного, жизненного и профессионального
самоопределения, создаются условия для успешной адаптации в школе и
социализации в обществе. При этом создаются предпосылки для
сохранения здоровья учащихся, поскольку повышается их академическая
успешность, значит, уходят причины неврозов. Углубленная
дифференциация обучения – это условие максимально возможного
удовлетворения не только образовательных запросов учащихся, но и
потребностей рынка труда, учреждений профессионально-технического,
высшего и среднего специального образования, это альтернатива
существующему репетиторству.
Особенно важна углубленная дифференциация обучения на третьей
ступени общего среднего образования, где учащиеся должны получить
необходимую образовательную, психологическую и практическую
подготовку для продолжения образования в высшей школе или среднем
специальном учреждении образования.
Идея инновационного проекта состоит в изменении организационной
структуры образовательного процесса и управления им на основе
дифференциации и индивидуализации обучения, устраняющей противоречия
между массовым характером обучения и индивидуальными различиями
учащихся.
Новизна проекта состоит в предоставлении обучающимся широких
возможностей в образовательном и профессиональном самоопределении
путём:
• целенаправленной пропедевтической подготовки учащихся 7-9 классов
к осознанному выбору уровня изучения того или иного предмета в 10-11
классах и проектированию своего жизненного пути (организация
факультативных, кружковых и индивидуальных занятий, а также
разнообразных видов внеурочной деятельности
познавательно-профессиональной направленности);
• изучения учащимися 10-11 классов некоторых учебных предметов
типового учебного плана на повышенном уровне при обязательном
освоении каждым учащимся основного базового компонента учебных
программ;
• использовании инновационных технологий обучения и профориентации;
• организации эффективного социально-педагогического сотрудничества
профориентационной направленности;
• единства и преемственности всех форм дифференциации на всех
ступенях общего среднего образования.
|
Цель инновационного проекта:
Повышение качества образования учащихся посредством организации
углубленной дифференциации обучения и использования технологий
личностно и профессионально ориентированного обучения в условиях
учреждения общего среднего образования.
Задачи инновационного проекта:
1. Изучить и систематизировать образовательные запросы учащихся и
возможности учреждения образования по их удовлетворению.
2. Организовать систематическое, целенаправленное повышение
квалификации участников инновационного проекта.
3. Обеспечить организационно-управленческие условия для введения и
реализации модели.
4. Разработать и осуществить программу взаимодействия с
заинтересованными учреждениями и организациями.
5. Обеспечить управленческое, психолого-педагогическое,
научно-методическое, информационное и психологическое сопровождение
инновационной деятельности.
6. Разработать и осуществить систему мониторинговых исследований
процесса и оценки результативности введения модели.
7. Обобщить результаты инновационной деятельности, разработать
методические рекомендации по внедрению модели в массовую практику.
Ожидаемые результаты:
• эффективная модель углубленной дифференциации обучения для
использования в массовой практике учреждений общего среднего
образования;
• опыт инновационной деятельности педагогического коллектива по
внедрению эффективных моделей обучения в соответствии с быстро
меняющимися образовательными запросами обучающихся и потребностями
регионального рынка труда;
• качество образования учащихся, высокий уровень их познавательной и
трудовой мотивации;
• высокий уровень сформированности социальных и познавательных
компетенций, учебных и творческих достижений учащихся;
• сформированность навыков осознанного и аргументированного
образовательного и личностного самоопределения учащихся 7-9 классов;
• профориентационная готовность выпускников 9-х классов к выбору
уровня изучения отдельных предметов с учетом своих интеллектуальных
способностей и профессиональных намерений;
• готовность выпускников 11-х классов к продолжению образования или
к трудовой деятельности;
• воспитанность и успешная социализация учащихся;
• высокий имидж учреждения образования и востребованность его услуг.
|
|