|
|
прошел семинар «Обучение иностранному языку на I ступени общего среднего образования» Проблемное поле интернет-семинара: 1. Новые подходы к организации образовательного процесса по иностранному языку на основе национальных учебно-методических комплексов.
2.
Овладение навыками речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение,
письмо). 4. Формирование положительной мотивации младших школьников к изучению иностранного языка.
5.
Сюжетно-ролевые игры и моделирование ситуаций общения на уроке иностранного
языка. 7. Развитие познавательных интересов учащихся по иностранному языку во внеклассной и внешкольной деятельности.
Как не растерять желание учиться или «атмосфера» на уроке английского языка.
Каждый ребёнок по-своему уникален. У каждого ребенка есть способности и таланты. Все дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они смогли проявить свои дарования, – это умное руководство со стороны взрослых. Подавляющее большинство детей приходит в школу с твёрдым намерением учиться, причём учиться хорошо, отлично! Каждый учитель без исключения хочет, чтобы его ученики занимались в школе с интересом и желанием. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». Почему хочет учиться младший школьник? Среди многообразия социальных мотивов учения, к категории ведущих психологи относят мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно»[3]. Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Ни для кого не секрет, что когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям. На желание учиться влияют и познавательные интересы младшего школьника, стремление преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. Познавательная потребность рождается из потребности во внешних впечатлениях и потребности активности и начинает проявляться рано, в первые дни жизни ребенка, но станет ли потребность в знаниях ведущим мотивом успешной учебной деятельности часто напрямую зависит от уровня содержания и организации учебного процесса. Также необходимо отметить, что «в младшем школьном возрасте огромное значение имеет эмоциональный компонент»[3], а значит, детей привлекают уроки с игровыми моментами. Яркая наглядность, занятные детали, неожиданные моменты порождают любопытство и интерес. Занимательность имеет огромное значение на первых этапах обучения, поскольку она «способствует переходу познавательного интереса на стадию более устойчивого познавательного отношения, стремления углубиться в сущность познаваемого» [1]. Нельзя забывать, что современный ученик родился в век развитых технологий, доступности информации, и значит, тогда урок английского языка будет ему интересен, когда он увидит не «видавшее виды» бумажное пособие, а современную наглядность, когда не просто услышит рассказ учителя о стране изучаемого языка, а просмотрит, к примеру, фрагмент видеофильма. Сам кабинет английского языка должен создавать иллюзию, что ребёнок оказался в «ином мире», в мире людей говорящих на другом языке, людей другой культуры, и поэтому в мире таком загадочном и ужасно интересном. Младшие школьники будут с воодушевлением рассматривать карту Великобритании, фотографии, открытки, моментально отметят, что появилось что-то новое, и зададут множество вопросов, и что это, если не интерес к предмету. Уже сам факт, что ученики находятся не в том кабинете, где проходит математика и русский, где они переодеваются на физкультуру и т. д. настраивает их на совсем иной лад и только повышает желание изучать язык. Дети всегда открыты всему новому. Окружающая обстановка – это только одна из сторон того, что можно охарактеризовать, как «атмосфера» урока иностранного языка, пробуждающая интерес и желание учиться. Безусловно, современные УМК способствую росту интереса к предмету посредством занимательных сюжетных линий, познавательных текстов для чтения и восприятия на слух. Учебные пособия дополнены яркими иллюстрациями, звуковое сопровождение – это диалоги, выразительно начитанные разными голосами, это современные, близкие ученику мелодии песен и рифмовок. Более того, существует множество, в том числе и игровых, методов и приёмов вовлечения учащихся в речевую деятельность. Они широко известны и каждое методическое объединение, каждый отдельно взятый учитель может с уверенностью отметить, что он владеет целым рядом приёмов активизации познавательной деятельности учащихся, и постоянно пополняет копилку своих знаний. Но и это ещё не всё. Младший школьник перестаёт хотеть учиться, когда он теряет уверенность в себе и своих способностях, когда он боится учителя, боится допустить ошибку, учится, чтобы избежать плохой отметки, наказания. А когда ребёнок учится с постоянным напряжением, учение его лишено радости и удовлетворения. Когда ребёнок опасается быть не понятым одноклассниками, если он уверен, что «надо мной будут смеяться, если я скажу что-нибудь не так», то о какой коммуникативной направленности может идти речь, ведь нельзя научиться говорить на иностранном языке, боясь говорить на нём. И задача учителя помочь ученику поверить в себя, создать на уроке «атмосферу» не соперничества, а сотрудничества, научить учащихся уважать и поддерживать друг друга. Как же это сделать? Подходящими могут оказаться различные приёмы организации групповой работы, работы в парах. Например, можно заранее подготовить «a sitting plan for the lesson». Ученики перед началом урока получают карточки, на которых будет указано, где им надлежит сидеть на уроке. [4] Указание может быть зашифровано, всё зависит от уровня владения английским языком и возраста. После того, как учащиеся расселись на свои новые места, целесообразно предложить им работу в парах, группах. Более того, вполне вероятно, что и разбираться, где кому сидеть они будут совместно, всей группой. Или, к примеру, разделить группу на две подгруппы. Задание заключается в следующем: группа встречающих в аэропорту никогда не видела тех, кого им предстоит встретить, они знают лишь их имена и страну, из которой они прилетели. Группа прилетевших аналогично никогда не видели тех, кто их встречает, но они также знают их имена. Одним предложить «meeting cards» типа: «His name is Mike. He is from Africa». Другим – «being met cards» типа: «Her name is Jane». Подобное упражнение приведёт к тому, что учащиеся будут общаться друг с другом, обмениваясь репликами: · Are you Mike? Are you from Africa? · What is your name? Are you Jane? Hello, Jane! How do you do?[4] Несомненно, нельзя забывать, что мы, педагоги, должны быть не рядом с учеником, не над ним, а с ним. Необходимо уважать его незнание, ценить труд познания, уважать неудачи и слёзы, помочь и поддержать, поверить в успех и способности. Джон Каехо когда-то сказал: «признание достоинств усиливает мотивацию, признание достоинств усиливает самоуважение, признание достоинств укрепляет уверенность ребёнка в себе, признание достоинств побуждает детей не сомневаться в своих решениях, признание достоинств побуждает детей ставить новые цели, признание достоинств развивает чувство ответственности» Психологи выделяют пять уровней школьной мотивации. Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки. Второй уровень – хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, готовы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности: они не справляются с учебной деятельностью, имеют проблемы общения с одноклассниками, могут находиться в сложных взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. [2] Хочется верить, что в наших силах не допустить, чтобы желающие учить английский язык первоклассники когда-нибудь оказались на уровнях четыре или пять. Подводя черту всему вышесказанному, необходимо поддерживать огонёк интереса к предмету в каждом ученике, рано или поздно огонек разрастётся в пламя любви к английскому языку и жажду изучать его, знать и всячески совершенствовать: Go and open the door. Maybe outside there's a tree, or a wood, a garden, or a magic city. Go and open the door. Maybe a dog's rummaging. Maybe you'll see a face, or an eye, or the picture of a picture. Go and open the door. If there's a fog It will clear. Go and open the door. Even if there's only the darkness ticking, even if there's only the hollow wind, even if nothing is there, go and open the door. Miroslav Holub[4] Список использованной литературы
1. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: Педагогика, 1982. – 245 с. 2. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М.: Юнити, 2002. – 212 с. 3. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология: учеб. для вузов / И. В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2005. — 349 с. 4. Hadfield, J. Classroom Dynamics / Jill Hadfield. – Oxford University Press, 2000. – 180 p.
|
|