Домашняя
Учительская
Методическая копилка
Профсоюзный комитет
О школе
Музей истории школы
Наши достижения
БРСМ и БРПО

Воспитательная работа

Шестой день школьной недели
Родителям
Ученикам
Социально-педагогогическая и психологическая служба
Сайты школ города
Библиотека
Контакты
Электронная приемная
Одно окно

Яндекс.Погода

 

Инструменты управления временем

 
Как же школьники распоряжаются временем? Из наиболее характерных ответов учеников: «Я всегда тяну время, когда надо делать что-то по дому… Меня сильно отвлекает телевизор – я и хочу делать уроки, но не могу от него оторваться… Я уроки начинаю делать в 23.30, когда мама скандал закатит, а до этого играю... Я делаю уроки иногда до 2.30 ночи».
Итак, они не могут себя заставить сесть за уроки, до последнего момента откладывают их выполнение; не знают, чем и как себя можно занять, кроме смотрения телевизора и игры на компьютере; ни на чем не могут сосредоточиться. Около половины детей признаются, что не планируют свой день, не имеют режима дня, а сами жалуются на нехватку времени, потому что оно целиком уходит на приготовление уроков.
Можно ли научиться управлять временем? Можно!!! При помощи следующих «инструментов управления временем».

Календарик-пинарик – это табличный календарь, где дополнительно к датам и дням недели проставлено время суток с интервалом в 1 час. Он ведет свое название от слова «пинать» в значении «подталкивать». Календарик призван мотивировать на более полезное использование времени.
 

 

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

1

2

3

4

5

пн

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ср

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ежедневно учащийся отмечает то время, которое он потратил впустую, цветным карандашом. Фиксация идет по часам. Например, ребенок с 15.00 до 22.00 играл в компьютер, обещал, что играть будет только 1 час, а затем займется разными делами. Поэтому диапазон с 16.00 до 22.00 выделяется цветом.
Зеленый – запланированный отдых
Красный – учеба, подготовка, кружки, факультативы
Желтый – безделье
 

Приемы и упражнения для развития памяти, облегчения процессов запоминания.
Связывание частей материала воображаемым смыслом. Так можно осмыслить и первый столбик в тесте «Бессмысленные пары». Например «Книга лежит на окне».
Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации (“Каждый охотник желает знать, где сидит фазан” — о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.).
Ритмизация — перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.
Прием смысловой группировки материала (разбивка текста на смысловые абзацы):
- прочитайте весь текст, который нужно усвоить;
- определите, о чем идет речь, т.е. осмыслите его;
- дайте сжатую характеристику прочитанного, не пытаясь воспроизвести весь текст, т.е. выделите только главные мысли, содержащиеся в тексте;
- в соответствии с главными мыслями разбейте текст на отдельные части (смысловые абзацы)
Прием выделения опорных пунктов (смысловых опор). Ответьте на вопрос: «О чем говориться в данном абзаце?». Выделите в нем те предложения, которые несут в себе основную смысловую нагрузку, т.е. главную идею, мысль.
Прием составления плана:
- смысловая группировка материала (разбейте текст на абзацы)
- его смысловые опоры (выделите главные мысли, озаглавьте абзацы);
- представьте их в определенной последовательности (словесный или графический план)
Прием выделения логической схемы:
- составьте план текста, т.е. расположите в определенной последовательности смысловые опорные пункты;
- полученную логическую схему, отражающую структуру материала, представьте в графическом виде. Удерживать в голове схему проще, чем весь текст.
Прием включения всех видов памяти (с опорой на свой индивидуальный тип), для чего надо:
- увидеть текст глазами
- проговорить губами и языком
- услышать ушами
- записать рукой
Прием эмоционального оформления текста. Проговорите текст вслух, стараясь придать ему эмоциональную выразительность (громкость, тембр, скорость, ритм).
Прием заучивания наизусть – это самый старый способ развития памяти. Заучивайте (каждый день понемногу) стихи, прозу, драматические роли и ваша память станет великолепной.
Не отказывайтесь и от мнемоники
При запоминании дат создавайте ассоциации, связывайте новые знания с уже твердо закрепленными в памяти. Или свяжите полученную информацию с какой либо историей, или из первых букв создайте фразу.
Если вы овладеете этими приемами, то чтение, понимание и запоминание сольются в единый процесс, а заучивание и воспроизведение будут осуществляться в результате активной работы с текстом.
Прием тренировки зрительной памяти — метод Айвазовского. Посмотрите на предмет или пейзаж, или на человека в течение 3 секунд, стараясь запомнить детально, потом закройте глаза и представьте мысленно этот предмет в деталях, задавайте себе вопросы по подробностям этого образа, потом откройте глаза ни 1 секунду, дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета и так повторите несколько раз.
Метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив себе свою комнату, — все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем “обходе”.

Тайны памяти
Тайна 1. Осмысленное запоминание.
Действует закон осмысления: чем глубже осознать, понять, запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится
Тайна 2. Эффект края Лучше запоминаются начало и конец информации, а середина «выпадает». Этот эффект следует учитывать и при запоминании учебного материала: уделяйте больше внимания центральной части.
Тайна 3. Повторение. Психологи советуют делать несколько повторений:
первое повторение — сразу по окончании чтения;
второе повторение — через 20 минут после первого повторения;
третье повторение — через 8 часов после второго;
четвертое повторение — через 24 часа после третьего.
Тайна 4. Эмоциональная окраска материала.(закон интереса) Информация должна быть эмоционально насыщенной. Если это не так, значит, ее необходимо насытить эмоциями или, проще говоря, сделать интересной. Используйте свое остроумие: измените текст, например перепишите теорему в стихотворной форме, или нарисуйте комические иллюстрации к описанию химических реакций.
Тайна 5. Свертывание, уплотнение информации. Из практики известно, что приемы представления изучаемого материала в свернутом, обобщенном виде планов, формул, схем, конспектов (обобщенное повторение) очень помогает запоминанию.
Тайна 6. Применение. Закон действия: информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
Тайна 7. Незавершённость Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д. Запоминается лучше та задача, решение которой не удалось довести до конца, чем та, которую благополучно решили.
Тайна 8. Эффект «перекрытия» Не нужно «затаптывать следы». Запоминание ухудшается если последующий материал похож по форме и содержанию на предыдущий. Поэтому при подготовке домашних заданий следует чередовать точные и гуманитарные предметы: между математикой и физикой учите литературу, после химии беритесь за историю.
Тайна 9. Установка на запоминание. Если мы говорим себе: «Этот материал я запомню на всю жизнь, он мне потребуется не только чтобы завтра ответить на уроке, но и в дальнейшем», резко возрастает вероятность надолго сохранить информацию в памяти.
Тайна 10 . Включение всех органов чувств в процесс запоминания.
Надо не только прочитать параграф в учебнике. Текст должны не только увидеть глаза, но и проговорить губы, услышать уши, основные мысли должна подчеркнуть и выписать рука. Тогда включается в работу и зрительная, и слуховая, и двигательная память. Одна другую поддержит, одна другой поможет, и вы запомните урок хорошо и надолго.

Как улучшить память
Соблюдать режим дня, хорошо высыпаться. Причем спать нужно только ночью. Заниматься спортом. Бережно относиться к своему здоровью, никогда не курить, не употреблять алкоголь.
Для отличной работы мозга и памяти необходимо полноценное и разнообразное питание.
Углеводы. Если углеводы будут поступать в организм в недостаточном количестве, то вы будете «медленно соображать», у вас будет чувство усталости.
Белки. Белки – это строительный материал для нервных клеток. Если в организме не достаточно белков, вы будете чувствовать себя усталыми и подавленными.
Жиры. Если вы хотите улучшить память, то в вашем меню должно быть не реже, чем 2 раза в неделю жирная рыба: сельдь, лосось, форель, семга.

Продукты, полезные для улучшения памяти: банан, яйца, мед, жирная рыба


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на предыдущую